Нам посоветовали сходить на выставку Матисса в музей с необычным названием MOMA (Museum of Modern Art). Музей своим странным видом полностью соответствует потустороннему названию.
Выставка была посвящена творчеству Матисса как скульптора. Поначалу для овладения мастерством Матисс копировал классические скульптуры и работы Родена, переиначивая, так скажем, оквадрачивая, их на свой лад. Затем уже изобретя свой подход, он стал творить в меньшей степени оглядываясь назад, и уже другие художники, такие как Пикассо, стали заимствовать его приёмы.
Какие-то работы представлены реальными парами: оригинал Родена (или фотография с голой женщиной из журнала) и скульптура Матисса, созданная по мотивам (соседство с Роденом кстати отнюдь не в пользу Матисса и выглядит опасным в рамках данной выставки).
Матисс так организовал процесс создания [глиняной скульптуры - формы для отливки - литой скульптуры], что мог дорабатывать первоначальную глиняную композицию уже после получения формы для отливки, что позволяло ему генерировать серии практически одинаковых скульптур, демонстрируя значение нюансов.
Начинал он с того, что лепил непосредственно голову модели, а затем переходил к более высоким уровням абстракции, выжимая самую суть из портрета.
Эти серии наиболее интересное, из того что выставили. Генриетта и Жанетта в пяти вариатах: модель - абстрактная женщина - то ли африканский амулет, то ли истукан с острова пасхи. Наиболее абстрагированные, уже даже не женские головы Матисса вдохновили Пикассо на скульптурный портрет его возлюбленной, выполненный из половых органов, лицо-соитие.
Вообще мне поначалу бросилось в глаза, что деконструкция женского тела явно привлекала Матисса. Если мужские торсы, которых к моему огорчению представлена была всего парочка, прекрасно передают красоту и пластичность мужского тела, то женские явно угловаты и грубоваты. Нет в них того упоения. До поры до времени.
Мне показалось, что работы, моделью для которых была Лидия Делекторская, уже воистину женственны. Когда они познакомились, Матиссу было за 60, ей - 22. Они прожили вместе 22 года до смерти Матисса, после которой Лидия собрала чемоданы и уехала, и не была приглашена даже на похороны. Часть картин она купила у него по рыночной цене, часть - Матисс сам дарил ей, все картины и рисунки были поделены ею между музеем им. Пушкина в Москве и Эрмитажем с просьбой не сообщать имени дарителя. Лидия Делекторская умерла почти 90-летней в 1998 году, только после её смерти в ГМИИ им Пушкина прошла выставка Матисс-Делекторская, где её имя было открыто и восславлено.
Комментариев нет:
Отправить комментарий