25 декабря 2007 г.

Reflections of MOMA

Сходила сегодня в нью йоркскую МОМ-у - музей современного (modern) искусства. Из современного (modern) искусства наибольшее впечатление на меня произвели Ван Гог и Моне. И Шагал.

Встреча с Моне была неожиданна и приятна. В МОМ-е висит картина Reflections of Clouds on the Water-Lily Pond. Я вспомнила, как с тоской смотрела на её репродукцию в Живерни и думала, что никогда не увижу оригинал. Ну ее считая того самого оригинального оригинала, который произрастает в пруду Живерни. Вообще в дом Моне я попала, можно сказать случайно: перспективы его посещения в ходе экскурсии в Нормандию на один день, которая стоила половину моей тогдашней зарплаты, меня совершенно не прельщала, я купилась исключительно на возможность помыть сапоги в Атлантическом океане. Но между тем ощущения были сравнимы с океанскими.
В путеводителе по Испании приводятся слова Дали о том, что французы не в состоянии создать ничего гениального, поскольку им мешает чувство вкуса, из-за которого всё у них выходит либо слишком сереньким, либо слишком розовеньким, а вот такая нация, как испанцы, у которых вкус отсутствует начисто, что кстати верно, может подарить миру настоящих гениев, как Дали, Гойя и Веласкес.
Всё же я люблю все серенькое-розовенькое и французское. И дом Моне в Живерни - истинно французский садик.
Интересна история этого дома: Моне ехал куда-то на поезде и увидел дом, который захотел приобрести. У него с самого начала родилась идея устроить там пруд с лилиями и мостиками, запрудив местную речушку. Население, разумеется, было против, но каким-то образом Моне всё же своего добился, лишившись народной любви. Когда Моне захотел нарисовать стога сена на полях, крестьяне потребовали с него денег за позирование, причем не поленились навести справки в Париже, сколько стоит труд обнаженной натурщицы, и содрали по таксе.
Так или иначе, но лилии были написаны, и я их сегодня видела. И это такая картина, с которой хочется жить в одном городе. Благодаря ей я на своей шкуре испытала, что такое импрессионизм. То есть я увидела сначала реальные лилии в Живерни, а потом увидела то, что я тогда почувствовала, на картине. Ощущение больше похожее на музыку.

И так же мне понравилась картина Ван Гога The Starry Night. Фу, попсюк? Ну может быть. Эта картина на обложке всех буклетов, как звездно-полосатое знамя МОМ-ы, но она того стоит. Честно-честно. Можно сколько угодно насмехаться над популярностью Джоконды, но она действительно прекрасна, и действительно особенно прекрасна в оригинале, другая, хитренькая. Когда я видела этого Ван Гога на обложках буклета, я совершенно не ожидала такой радости в оригинале.
Истинно современное искусство оставило меня равнодушной. Поллок - серия полотен из on-line теста, который я как-то проходила: "Отличи картины Поллока от голубиного помёта".

Была еще довольно странная картина Магритта совершенно параноидальная - The Menaced Assassin. Надо поискать про неё, почитать. А и ещё Бретон, про которого до этого читала у Дали в дневниках - довольно занятные работы.
Выставка современного artist-а, очень удобное в данном случае слово, потому что ни художником, ни скульптором не назовёшь. Что-то в стиле того artist-a, на которого я ходила в сан францисской МОМ-е. Но этот одержим бронтозаврами. Или улитками. Или... Или кой чем другим. Ещё более физиологичным.

3 комментария:

Анонимный комментирует...

здорово :)
про испанцев - вредина :) всё у них в порядке со вкусом! я про них диплом писала, я этот, как его, афтаритет :-)))

mariposa комментирует...

Хорошо, извинюсь перед испанцами :) Тем более, что с гениальностью их точно спорить не приходится.
Но вот одеваются они весьма своеобразно в подтверждение слов Дали. Я в Барселоне была и прилетела туда прямо из Парижа, где все такие прям мммм-заглядение, и тут бац!

Анонимный комментирует...

когда я была в париже, там все были поголовно в чёрном :) чёрный хороший цвет, но его было явно многовато :) впрочем, это было сто лет назад)