29 декабря 2007 г.

Первобытная краса

Наконец выбрались в Метрополитен. Музей. Опера, надеюсь, будет завтра, если повезёт с билетами. Сбылось одно из самых заветных желаний моей безвозвратно ушедшей юности: когда я училась в четвёртом классе, у нас была чудесная учительница истории, юношеское обожание которой сублимировалось у меня, да и не только у меня, в одержимость историей Древнего Египта. Я часами залипала в египетском зале Эрмитажа, читала "Боги. Гробницы. Учёные" и мечтала взяться за лопату и копать-копать-копать. Ну и само собой посетить Метрополитен! О чём мне мечтать теперь?
Там поразительная коллекция Древнего Египта, я люблю Эрмитаж, там стоит мой любимый павианчик, но в Метрополитен только один египетский отдел достоин того, чтобы провести в нём весь день даже сейчас, когда интерес мой угас. Картины, саркофаги, деревянные корабли просто невероятной красоты.
Потом мы заблудились и попали в отдел искусства, которого нет, - американской живописи. Честно говоря, беглое знакомство с оным подвердило все опасения.
Средневековое искусство в Эрмитаже, мне показалось, интересней.
Потом европейская живопись почти подорвавшая наш боевой дух. Кроме Рубенса и Эль Греко, от которых и ожидаешь чуда, поразил Кранах старший. Я помню репродукции его картин в каких-то книжках, но это несомненно было одно из открытий сегодняшнего дня. У него настолько живые и выразительные лица на картинах!
Уже практически без сил поползли в европейскую живопись XIX-начала XX века, где нам открылось второе дыхание, пока окончательно не перехватило дух от красоты. Моне - поле с маками - воспоминания об электричке из Фигереса в Барселону, которая неслась среди маковых полей. Гоген - такие цвета... И открывшийся мне совершенно в другом свете Ван Гог. Вообще до последних визитов в МОМ-у и Метрополитен я спокойно относилась к Ван Гогу, то есть мне в целом очень нравятся импрессионисты, есть ли вообще человек, которому они не нравятся, но Ван Гога я для себя не выделяла. Но здесь он засиял для меня в своей первобытной красе. 4 картины, перевернувшие моё представление о живописи. Особенно Cornfield with Cypresses - я не могу найти адекватной репродукции, но от неё прямо глаза слепит, она прямо светится - фантастическая мощь!
Увидеть "Руанский собор" Моне, "Бульвар Монмартр" Писсаро, "Вид Толедо" Эль Греко, Одилона Редона, которого до этого я знала только по бабушкиному альбому... Мне надо придумывать какие-то новые мечты!
Перед Метрополитеном сходили в маленький и убогий музей Климта, хотя и там есть, на что посмотреть.
А после подобрали на улице ёлочку как настоящие русские. Америкосы справляют только Рождество и не имеют традиций хранить ёлочки до майских праздников, поэтому после Рождества купить ёлочку уже нельзя, зато можно подобрать на помойке.

1 комментарий:

iСаша комментирует...

Кранах чудик редкостный, вызывает чувства глубокого умиленения