7 июня 2008 г.

The wind of freedom blows

Два раза за неделю побывала в Стенфорде. Первый раз просто погуляла по кампусу, ко второму уже готовилась по википедии, благодаря чему попала в местный музей. И университет, и музей созданы во имя Лиланда Стенфорда младшего, умершего в возрасте 15 лет. Стенфорд старший был железнодорожным магнатом и по совместительству губернатором Калифорнии и после смерти сына свое состояние он вложил в строительство университета. Музей же начинался как "Музей Лиланда Стенфорда младшего", где хранились его сокровища: сушеные ящерицы и тому подобное, с тех пор, надо сказать, экспозиция разрослась. Чего стоит натюрморт с украшениями мамы Лиланда. Это так мило, по-моему, заказывать портрет своих бриллиантиков!

На первой фотографии кусок Main Quad - вот такая там застройка в псевдомавританском стиле. В первый день наткнулась на группу скульптур Родена (на втором фото), которая впоследствие оказалась малой крупицей стенфордской коллекции. Оказалось, тут чуть ли не самое большое скопление скульптур Родена за пределами Musee Rodin в Париже. Мне больше всего понравились руки - в музее на витрине - руки просящие, повелевающие, указующие, - чудесная подборка.
Позабавили работы, которые Роден делал для того, чтобы поддержать свою семью, - такое типичное салонное искусство, совершенно неожиданный ракурс.
Сразу после зала Родена со мной вступил в контакт смотритель музея, перуанец по имени Хосе. Мы разговаривали кучу времени, обсуждая итоги приватизации и последствия перестройки, и потом в знак доверия он познакомил меня со своими друзьями: китайским бычком, индийским Шивой, лежащим буддой и китайскими мудрецами. Оказалось, у него на мобильном целая коллекция фотографий всего этого, а также скульптур Родена, особенно головы Сюзон (той самой из салонного периода), потому как у перуанцев принято фотографировать своих друзей. Он показал мне всю подборку, по ходу объясняя, что говорят ему экспонаты, когда он глядит на них. Потом заставил меня рассказать, что говорит мне деревянный будда. И будда сказал мне: "Посмотри на меня, я доволен и счастлив, почему ты не можешь быть такой спокойной и счастливой, как я". Так и сказал, честное слово!

Не могу сказать, что меня впечатлила коллекция живописи, что-то интересное было в рамках выставки жертв затопления Нового Орлеана, но нам, избалованным Красотой, особенно после Италии, это все кажется не таким уж значительным. Но хорошо, что есть и такие музеи тоже, ведь в крупных все эти полотна и вовсе веками бы пылились в запасниках.
А вот всякие африканские и индейские штуки отличные! И мумия, у которой я познакомилась с Хосе. На фото выше индейская (кажется, как раз перуанская) пара, как следует из таблички рогатый только что закинулся галлюциногенными грибами. Это такой художественный прием.
Впечатлила гигантская маска из волос врагов из Океании.

Комментариев нет: