3 октября 2011 г.

Комбинат культуры

Ну и познавательное, а то маятник качнулся в другую сторону.
Ходили тут на лекцию о Парке Культуры из цикла "Новая Москва" (рекомендую кстати,  детские журналы были в этом цикле и замечательная, хоть и жутковатая, лекция о полярниках (ШОК! ВИДЕО!)). Я вообще с корыстью пишу, там в одну лекцию не уложились, будет еще вторая (8 октября, 17-00, музей Булгакова), а я уже уеду, если кто пойдет, запиши-и-ите, а-а-а?
Познавательное:
Уэллс посещал Парк Культуры и оставил такую запись в книге отзывов: 
«Когда я умру для капитализма и снова воскресну в советских небесах, то хотел бы проснуться непосредственно в парке культуры и отдыха». Надпись сопровождалась рисунком, на котором был изображен сам автор и рядом с ним ангелочек. Очевидно, советский.
Парк Культуры открыли в 1928 г., он еще не был полностью готов, но открытия потребовали рабочие, которые читали в газетах утопические описания парка будущего и уже совсем не могли терпеть. Мне кстати понравились некоторые фрагменты утопических описаний того, что в Парке будут "консультации, викторины, души".
В первый день парк работал бесплатно, и его посетило 100 000 человек. На входе посетителей встречал человек с плакатом: 
Пойдем со мной, 
Весь парк тебе я покажу 
И про работу расскажу.
Уже через месяц парк пришлось закрыть - территория была замусорена, аттракционы сломаны. Следующее открытие парка произошло только спустя 3 года. 

5 лет парку - 5 лет борьбы за культурный отдых пролетариев

И все же не устаю поражаться тому, как история любого объекта воспроизводит историю целого. Причем две линии: линия мечты и линия реальности, развиваются параллельно и лишь отчасти зависимо, то сходясь, то расходясь все дальше. И так что ни возьми, хоть Парк Культуры. Авангард, Утопия, Советская Античность, Девушка с Веслом и далее по списку.
Проекты Парка Культуры поражают воображение. Прежде всего территория - Парк предполагалось разбить на пол-Москвы, по обе стороны реки, включая, например, Воробьевы горы. Причем, что интересно, некоторые участки земли входили сразу в несколько утопических планов одновременно, потому что каждая утопия проектировалась независимо.
Набережная со ступеньками (на фото) замышлялась как амфитеатр для просмотра величественных представлений на воде.

Превратим реку в незыблемую гранитную цитадель здорового отдыха!

Скульптуры, созданные одной водой. "Живой гардероб" - такая камера хранения для детей. Сдала ребенка, получила номерок, пошла окультуриваться. Лаборатории, заводы, популяризация науки.. Столько всего могло бы там быть.

Предтечами девушки с веслом были копии "лучших произведений античных скульпторов", которые решено было расставить в Парке.
За скульптурами обратились в Музей изобразительных искусств им. Пушкина. В музее был небольшой отдел, занимавшийся созданием гипсовых фрагментов статуй, я так понимаю, с целью реставрации. С экспонатов музея для Парка были сделаны копии. Поскольку Парк Культуры был законодателем мод среди всех парков, спрос на гипсовые скульптуры моментально взлетел. От заказов не было отбоя, пришлось отдать цеху весь подвал музея. Копии были недешевы, и в провинции, в парках поплоше, стали устанавливать копии с копий, а то и копии с копий с копий итд. Известно даже, что ГМИИ судился с тамбовским управлением зеленного хозяйства и выиграл дело.
Поучительна и история клумб Парка культуры. В Парке были установлены громадные цветочные панно. Сначала с Лениным. Потом с Лениным и Сталиным, потом со Сталиным и Кагановичем. Автором этих клумб был некий Бежанов, после революции ставший называть себя Бежани на итальянский манер. Бежанов был знаменит еще до революции, как автор цветочных панно с портретами членов царской семьи и тп. Мораль очевидна! Делай свое дело и делай его хорошо!
Ну и наконец не могу не упомянуть шедевр архитектора Власова (фото слева) - этот туалет, эту руину, этот культурный слой, прорастающий через парк. Храм гигены! 
На фото справа изображена нимфа в купальнике, но вообще оформление Парка осуществлялось в соответствии с модными античными тенденциями. В декоре использовались элементы свежераскопанных древностей! 
Поучительна и трогательна история опроса посетителей Парка. Их спрашивали, какие цели должен ставить перед собой Парк. Посетители отвечали идеологически четко, отдых был на 7-8 месте, культура и того ниже. Затем тем же людям задавали второй вопрос: "А что вам больше всего понравилось в парке?" Ответы были примерно такие: как шумят листья на ветру, как вечером музыка летит над всем парком, аромат роз под луной..

А в окнах слышен крик веселый и топот ног, и звон бутылок...
Вот достойные источники: здесь и далеетут фото.

2 комментария:

Анонимный комментирует...

я видел тебя на лекции Тони Хоара, но не поздоровался, потому что не был уверен, ты или не ты. а теперь стыдно.

mariposa комментирует...

А я тебя тоже видела и тоже не поздоровалась! И теперь мне тоже стыдно) Мы квиты. Просто у меня хорошая память на лица, лучше, чем в среднем. И я постоянно узнаю людей, которые не помнят меня, и я на всякий случай, если не уверена, что меня узнают, не выдаю себя, потому что не хочется выглядеть глупо, начинать объяснять, кто я и откуда мы знакомы...