29 января 2011 г.

Новые Робинзоны

В дополнение к "Веселым картинкам" была на очень интересной лекции про детские журналы 20-30-х годов. 
Перед детскими журналами стояли важнейшие задачи: воспитать нового человека, представить ему новые образы, новых героев, новую среду, вовлечь его в жизнь новой страны, зажечь идеалами новой жизни. 
В детских журналах, например, печатали социалистический FAQ под видом ответов на письма читателей. Маленькие читатели спрашивали, во сколько лучше выходить замуж, читателям отвечали, что врачи рекомендуют выходить замуж после 18 лет (это послание адресовано прежде всего жителям республик, где принято было рано выдавать девочек замуж). Маленькие читатели интересовались, что делать с выигрышем по займу, им отвечали, что лучший вариант - отдать государству. Маленьким читателям объясняли, можно ли брать детей кулаков в отряд. 
Женщина стала работницей. "Задушевное слово" стало историей. Дети стали новой, самостоятельной силой. На обложках детских журналов они перестраивали церкви в читальни и водили хороводы вокруг сжигаемых икон. Дети становились "новыми робинзонами" (очень меткое и глубокое название, которое придумал Маршак)
"...Ну, а вся наша теперешняя жизнь? Разве она не Робинзоновская?.. - обращался к читателям Маршак, - Русские рабочие и крестьяне сейчас делают то, что до них еще никогда и никто не делал... И наш "Новый Робинзон" - только маленький молоточек среди десятков тысяч огромных рабочих молотов, кующих новую жизнь..."
Ну а вся наша последующая жизнь? Разве она не Робинзоновская? 
Новых робинзонов учили выживать с помощью подручных средств, рассказывали, как самим смастерить метеостанцию и радиоприемник.

Московские детские журналы 20-30-х годов в целом соответствовали возложенной на них миссии. 
Ленинградского нового человека воспитывали художники-авангардисты и поэты ОБЭРИУты.
Без комментариев.

***

Мне вроде много чего выписывали, и "Мурзилку", и "Веселые картинки", и "Юного натуралиста". Не помню из них ничего. Смотрю журнал "Трамвай" за 1991 год - понимаю, что помню каждую иллюстрацию и каждый рассказ. Единственное, чего не помню: православного ликбеза. Я не то, что не помню, о чем именно там рассказывалось, я не помню самого наличия этой рубрики в журнале.
Опять же без комментариев.

В качестве бонуса стихотворение "Жук-Антисемит". 

PS Разве умная Маша не прелесть? Нам всем есть чему поучиться
PPS Умная Маша отвечала читателям по телефону (!)

9 комментариев:

Unknown комментирует...

Мне кажется дело в том, что к Трамваю все мы были уже постарше и помним лучше. И не более. Я кстати помню все эти журналы, и помню что в них было хоршего. А Жук-патриот конечно чудо. Я не знаю, ты должна была слышать такое вот исполнение. Я его еще и видел - и это было незабываемо. Слышала - не слышала, всегда приятно послушать.


http://dl.dropbox.com/u/5089800/%D0%9D.%D0%9E.%D0%9C.%20-%202003%20-%2005%20-%20%D0%96%D0%B3%E2%84%A2-%D1%93%E2%80%A0%D0%B2%D0%B0%C2%AE%D0%83%D0%B2.mp3

--
quick

Unknown комментирует...

чертова ссылка побилась
надо вот так
http://tinyurl.com/6g6mb5e

mariposa комментирует...

Спасибо, я прочла, что "Жук-патриот" существует, но не слышала его. Эпическое произведение!

В 1991 году мне точно выписывали "Юного натуралиста". Решила проверить, вспомню ли натуралиста. Обложку узнала, заглянула внутрь, а там:
1)Святые места
2)Месяцеслов Январь
3)Знаки зодиака: Козерог
4)Статья о пришельцах
Отличный набор! Пришельцев узнаю! Пришельцы не забыты!

Unknown комментирует...

В то время, когда я читал ЮН, его содержимое в целом соответствовало названию. Всякие там амурские тигры и выращивание кроликов. Ценил журнал за большое количество фоток животных. Вероятно, это было пораньше 1991, потому что в 1991 я уже юным натуралистом не был, а напротив интересовался компьютерами

Unknown комментирует...

что касается жукпатриота, я могу выкатить весь Альбом Реального Искусства, если надо, попозже. хорошая вещь.

mariposa комментирует...

В 91-ом году я была в самом что ни на есть младшем школьном возрасте, так что и "Юный натуралист", и "Трамвай" шли на ура. Хотя, по-моему, животных я не особо любила, зато с интересом читала про ядовитые грибы и тому подобное.

За альбом буду очень благодарна. Я его не слышала.
Мои совожатые кстати показывали детям в летнем лагере "Пасеку". Думаю, она надолго впечаталась в их память.

Unknown комментирует...

в 91м мне было уже целых 13, отчего и все события тогдашние помню весьма четко

альбом вот
http://tinyurl.com/6y6utfp

mariposa комментирует...

Спасибо большое!

Анонимный комментирует...

па-а-а-асека это да =)

я вот из детских журналов почем-то больше всего помню костер. и еще мне нравилось, что там снизу были отдельные произведения, которые можно было отрезать и хранить как книжку. тока вот меян сомненья гложат, что эти журналы где-нить дома сохранились =(