14 мая 2008 г.

Синдром Стендаля


Затем мы отправились во Флоренцию. Подводя итоги, можно сказать, что мне она понравилась меньше других городов, однако нет в этом её вины. История не уберегла её от машин, и теперь это транспортный ад. Узкие тротуары, по которым жмутся туристические группы, узкие дороги, по которым мчатся мопеды, оставляя шлейф мерзкой вони (вот кстати где воняет по-настоящему) и посреди всего этого Дуомо, как корабль пришельцев. В Венеции нет машин по определению, в Риме, как оказалось, свою положительную роль сыграл Муссолини, который распорядился проложить широкие проспекты, не взирая на необходимость сносить живописные руины и средневековые постройки. Выходит он мог бы стать эдаким римским Османном, пока не вошёл в историю совсем не как успешный градостроитель.
Тем не менее собор восхитительной красоты, которая тем острее, чем зловонней и суетливей все вокруг. Золотой мост тоже красив, и кстати только во Флоренции я видела берега реки не загнанные в бетон, набережная обрывается, но у воды еще есть полоска суши с травой и цветами. Так что можно усесться на свежей весенней травке и обозревать флорентийские красоты.
К стыду своему мы не успели сходить в Уффици. Оставим её на следующий раз. Были зато во дворце Питти. Там при знакомстве с работами Рафаэля меня, наконец, сразил обещанный синдром Стендаля.
Картины в Питти развешаны в соответствие с размерами и формой, причем если уж очень хотелось повесить картины рядом, а размер не совпадал, холст доклеивали и дорисовывали. По-моему, так очень по итальянски. ДольчеГаббанизм. Таким образом рядом оказываются картины Рафаэля, пышущие добротой, и картины художника, чьё имя я всё же забыла. Он не был принят как художник в Италии, и оно и понятно, злобные они, эти картины. Жестокие святые, младенчик похожий на обезьянку, мать в горячке. Но в соотстветствие с размером полотна оказались в одном зале.
В ресторане во Флоренции видели ещё одно произведение искусства. Знаете херувимчиков с картин мастеров эпохи Возрождения? Этакие щекастые младенчики? Всегда казалось, что такой формы щёк не существует в природе, и тут за соседним столом восседает один в один такой херувимчик в натуральную величину со своими итальянскими родителями. Так что оказывается, эти щёчки рисовали с натуры!
Кстати говоря, кажется, про Филиппо Липпи, а может, про Караваджо, рассказали, что он своего ангелочка рисовал с трупика (после такой истории уже и не знаю к сожалению или к счастью мы эту картину не видели, она поехала на выставку).
На площади Синьории статуя "Похищение сабинянок" - восхитительная композиция. Несколько безумно красивых небольших соборов.

Комментариев нет: