14 мая 2012 г.

Что это? Где мы?.. Ба! Мы в XX веке! Ну что ж, за работу!


Я решила быть последовательной в использовании презираемых мною жанров. И вот сейчас я буду нахально хвастаться!

Какое-то время назад была на совершенно уникальном концерте "Реконструкция утопии. Москва 1922 - Предчувствие нового звука", подготовленном музыкальной лабораторией под руководством Петра Айду.

Любое прикосновение к 20-30-м годам создает некий стереоэффект в силу того, что ты смотришь на вещи, на которые казалось бы невозможно посмотреть под другим углом зрения, под другим углом зрения. Это довольно интересное ощущение, вполне физиологическое.

На концерте в этом смысле было два наиболее ярких стереоэпизода. В заключительной части на сцену вывезли деревянный орган. На конструирование этого инструмента из подручных материалов (из шлангов для душа, ящиков из под фруктов, карнизов и канализационных труб, вязальных игл, деревянных линеек, клистирных трубок и др) у архитектора Иосифа Львовича Файна ушло 40 лет*.  Исполнялся "Интернационал".
"Интернационал" на самодельном органе из клистирных трубок звучал отстраненно и торжественно. И ужасно странно.
* - почитать немного про орган и посмотреть фотографии можно тут.

Второй стереоэпизод - четвертитоновая музыка. Если вам знаком некоторый дискомфорт от китайской музыки, то он соответствует примерно 1% того, что происходит с вашими чувствами во время прослушивания "не ограниченной тонами и полутонами свободной музыки". Вот как писал о ней один из главных пионеров и проводников И. Вышнеградский:
Фаустовский дух, которых в музыке все время рвался к новым звукам, который временно был закрепощен в замкнутую 12-ступенную систему и временно удовлетворялся ею, пока не изжил ее, ныне чувствует себя тесно. Мы, композиторы новой формации, рвущиеся к новым берегам, должны погрузиться в стихию омнитональности, то есть потерять точку опоры, распасться, и, таким образом, снова, подобно фениксу, возродиться из пепла и сказать: "Что это? Где мы?.. Ба! Мы в XX веке! Ну что ж, за работу!". Из всех теоретически возможных систем больше всего имеет шансов на практическое осуществление система 1/4-й тонов как наипростейшая. <...> Ее необходимость обосновывается глубоким музыкально-психологическим кризисом. проявляющимся не только в музыке, но и во всех сторонах культурной и общественной жизни.
"Глубокий музыкально-психологический кризис", пожалуй, оптимальная формулировка для ощущений от четвертитоновой музыки. Исполнялась она на концерте на двух роялях, поставленных под прямым углом друг к другу и по разному настроенных.

Кроме этих двух выдающихся моментов было много чего еще удивительного. Например, шумовые аппараты В. А. Попова, на которых был с удивительной точностью воспроизведен звук проезжающего поезда. 26 июня 2012 г. в Политехническом откроется выставка этих аппаратов - надо идти. Эйзенштейн использовал шумовые аппараты для озвучивания картин.

Видела живьем терменвокс. Смотрела запись вариофона. Вариофон - опять же удивительное явление. Есть записи на youtube и есть хорошая передача, в которой показано, как он устроен (без этого трудно оценить величие - это звук с картинки как в начале заметки). В буквальном смысле трансформация геометрии в гармонию.

Испытываю большое искушение написать про каждый номер. Но довольно нелепо описывать музыку словами. Вот видео, которые удалось обнаружить на просторах интернета:

Марш металлистов Г. Лобачева
Персимфанс
Жалко не нашла шумового оркестра пролеткульта, исполнявшего "Оду к радости" на высушенных бычьих пузырях, в которые насыпан горох, бутылофоне из-под "Боржома", петрофоне, пузифоне (метла + бычий пузырь), стулофоне (стул + струна) и проч.

Короче говоря, удивительный проект. Надо следить за его деятельностью и впредь! Возьмите на заметку!

Комментариев нет: