26 декабря 2011 г.

Волшебный фенакистископ

Вчера была на замечательной лекции Федора Михайлова из цикла "Новая Москва" на тему "Иллюзии: Искусство оживления или наука о свете". Сам рассказ был удивителен и познавателен, но что особенно здорово, лектор, который является коллекционером оптических игрушек, принес с собой те самые объекты, про которые он рассказывал, некоторые из которых находятся в России в единственном числе, и все это можно было самому потрогать и  посмотреть в деле!
Ну и традиционно - наиболее заинтересовавшие меня факты (стараюсь не переврать):
Волшебный фонарь - (что-то вроде проектора для диафильмов) - непосредственно после изобретения был взят на вооружение церковью. Проецирование картин религиозного содержания на клубы дыма перед алтарем производило ошеломляющий эффект на публику, которая никогда ничего подобного раньше не видела. И если в Европе все-таки через какое-то время прихожане попривыкли, то использование фонаря в миссионерской деятельности продолжалось еще довольно долго. В Европе постепенно волшебным фонарем овладели дельцы и фокусники, с его помощью воскрешались, например, деятели французской революции. Надо будет почитать про эти шоу, вчера только бегло пробежалась, очевидно, тема богатейшая.
Интересный факт, что волшебный фонарь дал возможность показывать слайды во время научных выступлений. 
После лекции мы посмотрели несколько серий картинок, из которых самой впечатляющей была история возникновения жизни на земле: от Большого взрыва до Адама и Евы.

Камера-обскура и камера-люцида - я слышала, что их использовали в живописи, но почему-то мне не приходило в голову их самое логичное применение - научные рисунки и рисунки путешественников. Меня всегда поражало качество иллюстраций, но я как-то не задумывалась о том, что для их изготовления вовсю применялись оптические средства. Совсем упрощать правда тоже не стоит: после лекции художницы попробовали нарисовать кого-нибудь с применением камеры-обскуры и камеры-люциды. Вышло ничего, но видно было, что это непросто и все равно требует таланта. Александра, которая обводила на листе бумаги изображение, проецируемое камерой-обскурой, потом заметила, что довольно жутковато выглядит, когда рисунок моргает прямо под карандашом.
Насчет живописи совсем любопытно, так что надо будет еще почитать-разобраться. Пока скажу такой забавный факт: были художники, которые владели оптическими приспособлениями, а были те, кто им подражали, приспособлений не имея, что соответствующим образом отражалось на их работах. 
Кинора - мне кажется, именно она больше всего поразила собравшихся. Никто о таком не слышал, не видел и тем более не крутил. Та часть, которую видели мы - это проигрыватель. Для кинор существовали специальные камеры, снимающие на фотобумагу, получившиеся "видео" отправлялись в компанию "Кинора", где они нарезались на отдельные кадры, которые приделывали к сердцевине. У меня плохо с описаниями, так что я нашла видео, на котором понятно, о чем речь. Такая "кассета" вставлялась в кинору и проматывалась вращением рукоятки (общий принцип как у рисунков на уголках блокнота, которые проигрываются быстрым листанием). Если вдуматься, ничего удивительного нет, но тем не менее выглядит как чудо - действительно настоящее видео! 
Кинора - первая система home video, доступная тогда, когда съемку на целлулоид еще мало кто мог себе позволить. Мне кажется, это невероятно интересно, надо будет обязательно найти какие-нибудь подробности.

Собственно и в случае с кинорой и с другими штуками с удивительными названиями (вроде фенакистископ (на первом видео), тауматроп, зоетроп и праксиноскоп), мне кажется, интересней всего, что именно людям хотелось изобразить. Вот когда появилась возможность не проецировать, а создавать с нуля, что захотелось создать, куда простиралась человеческая фантазия? Я так поняла, основные мотивы - животные и фокусы. Но ужасно любопытно, что за хоум-видео снимали на киноры! (на лекции показали, как слон моется, но в свете лекции про историю порнографии и медиа, на которой я была летом, наверняка все эти оптические игрушки использовались, например, и в таком амплуа, и в каких-то еще). А, вот еще про животных что было - зоетроп (от слова "жизнь") постепенно переименовался в зоотроп, потому что как правило демонстрировал сцены с животными.

С точки зрения коммерциализации научных изобретений тоже очень занимательный рассказ.
И потом интересно, как появились отдельно существующие проигрыватели и "записи". Ленты для зоетропов продавались отдельно, печатались в газетах. Причем тут же, разумеется, возникли несовместимые форматы.
И с точки зрения использования новых средств в искусстве интересно.
Короче я в восторге.

Рекомендую сайт лектора - "Анимоптикум", там есть фотографии устройств, особенно здорово сделан раздел про мотограф.

Комментариев нет: