3 декабря 2011 г.

То иуда Троцкий, то иуда Свердлов подло распинали мать-Россию на кресте

С подачи Х. стала искать красноармейские песни, но переключилась, как это всегда бывает, на другой феномен. Я полезла читать историю "Белой армии, черного барона" и с удивлением обнаружила, что в первоначальном тексте были такие слова:
Так пусть же Красная
Сжимает властно
Свой штык мозолистой рукой,
С отрядом флотских
Товарищ Троцкий
Нас поведёт на смертный бой!
Этот образ не мог меня не покорить, и мне стало интересно найти еще какие-нибудь предканонические тексты. Какого-то единого исследования не нашла к сожалению, так, какие-то отдельные факты.
"По долинам и по взгорьям" существовала в нескольких вариантах. 
Марш дроздовцев:
Верил он, что Русь святая
Погибает под ярмом,
И, как свечка восковая,
Догорает с каждым днём.
И гимн махновцев:
В Брест-Литовске Украину
Ленин немцам уступил -
за полгода махновщина
их развеяла как пыль.
Шли деникинцы лавиной,
собирались аж в Москву -
все их войско махновщина
покосила как траву.
Песня "Смело мы в бой пойдем" имеет вообще уникальную судьбу. Это комбинация гусарской мазурки с первой редакцией романса "Белой акации гроздья душистые", бытовавшая в годы Первой мировой войны и продолжившая свое существование в огромном количестве вариаций во время Гражданской войны. Вот, например:
Смело мы в бой пойдём
За Русь Святую
И, как один, прольём
Кровь молодую!
Вдали показались
Красные роты…
Ружья в атаку!
Вперёд пулемёты!
Против:
Смело мы в бой пойдём
За власть Советов
И как один умрём
В борьбе за это
Рвутся снаряды
Трещат пулемёты
Но их не боятся
Красные роты!
Или вот: 
Смело мы в бой пойдём
За власть трудовую
И всех «дроздов» побъём,
Сволочь такую…
Против:
Мы смело в бой пойдем 
За Русь Святую
И всех жидов побьем — 
Сволочь такую…
"Яблочко" тоже существовало во всех вариантах.
Пароход идет 
Мимо пристани. 
Будем рыбу мы кормить/Мы на фронт идем
Коммунистами.
Пароход идет, 
Волны кольцами. 
Будем рыбу мы кормить/Пополняется наш флот
Комсомольцами.
По Кронштадту мы палили 
Прямо с пристани.
Рыбку-корюшку кормили 
Анархистами.
Слишком одиозный, чтобы быть правдой, вариант "Любо, братцы, любо":
Так помянем, братцы, братьев наших верных,
Терских да кубанских наших братьев во Христе.
То иуда Троцкий, то иуда Свердлов
Подло распинали мать-Россию на кресте.
"Наш паровоз":
Чей черный «форд» летит вперед 
пред славными полками 
и кто к победе нас ведет 
умелыми руками... 
И просто удачные строки:
Приезжает сам Калинин,
Язычище мягок, длинен,
Он малиновкою пел,
Но успеха не имел...
***
Русь наводнили чуждые силы:
Честь опозорена, храм осквернили.
От силы несметной сквозь лихолетья
Честь отстояли юнкера и кадеты.
***
Пусть вокруг одно глумленье, 
Клевета и гнет
Нас, корниловцев, презренье
черни не убьет.
***
И если, шатаясь от боли,
К тебе припаду я, о, мать,
И буду в покинутом поле
С простреленной грудью лежать –
Тогда у блаженного входа
В предсмертном и радостном сне,
Я вспомню – Россия, Свобода,
Керенский на белом коне.
***
Аэроплан мой, аэроплан,
Не царь я больше, не атаман!
Еще недавно «признал» барона.
Теперь он скажет, что я ворона.
Аэроплан мой, аэроплан,
Погибнет Врангель, погибнет пан!
Куда спуститься, куда дать тягу?
Спасите, братцы, царя-летягу.
Аэроплан мой, аэроплан,
Умчи подальше от партизан.
К барону разве мне в Крым укрыться:
Помочь коллеге летать учиться.
Аэроплан мой, аэроплан,
Везде погибель – и тут и там.
Вот замечательный ресурс, там наверняка можно еще много найти.
Ну и вот, где еще копалась: 1, 2, 3.
Надеюсь, что вы не будете утаивать, если сами знаете удачные примеры!

Комментариев нет: