10 января 2012 г.

Архитектор власти

Вчера сходила в Музей архитектуры на отличную экскурсию по выставке, посвященной Борису Иофану, спешу поделиться познавательным.
Понятно, что удачные находки в области архитектуры, как и любой другой области, тиражируются и адаптируются под текущие задачи, но это все равно впечатляет, особенно когда речь идет об архитектуре идеологической и когда это показывают профессионалы, отмечая детали, которые можно и упустить. Любовь Иофана к Пантеону сложно не заметить, а вот двухбашенные итальянские виллы я могла бы и не углядеть. Так Дом на набережной, например, составлен из трех таких вилл. Виллу же представляет собой и Дом коммуны, в котором есть еще пандусные лестницы и термальные окна (от терм). 
Проект Дворца советов составлен из сената, амфитеатра и пантеона, объединенных планировкой собора св. Петра в Риме, фрагмента ленинской библиотеки и иракского минарета, украшенного статуей Ленина. Наркомат же тяжелой промышленности похож на Рокфеллеровский центр и немножко на виллу.
Как-то не задумывалась, что, помимо идейных, необходимость строительства новых сооружений диктовалась и чисто практическими соображениями, например, переводом власти в Москву. Жить в кельях Московского кремля без канализации было не особенно удобно.
По первому проекту Иофана в Барвихе должны были быть круглые помещения и удобства на этаже. Экскурсовод бросила фразу о том, что человек не может жить в круглом пространстве, поэтому проект пришлось переделать. Это тоже довольно занятно, надо почитать что ли.
Помимо виллы из проекта в проект кочевала фигура мужчины с протянутой рукой. Он должен был быть в виде рабочего на павильоне вместо Рабочего и колхозницы. Но было дано указание добавить крестьянина, однако, крестьянин и рабочий вместе смотрелись странновато, тогда крестьянина заменили на колхозницу. 
Человек с рукой стал центром павильона на выставке в Нью-Йорке, где он держит звезду-прожектор. Далее он появляется с книгой в проекте "Известий", с факелом, со звездой, с голубем, на станции метро Бауманская, в институте физкультуры. Словом, везде.
Именно он кстати должен был украсить верхушку Дворца советов. Идея статуи Ленина была взята у учителя Иофана итальянского архитектора Бразини, который тоже участвовал в конкурсе, представив нечто очень напоминающее Замок святого ангела в Риме, только с Лениным, а не ангелом, на крыше.
На выставке представлены образцы тканей и дверные ручки, которые предполагалось использовать в декорировании интерьеров. Вот так, ручки готовы, а дворца нет. Кстати если детали Храма Христа Спасителя представлены на станциях метро "Кропоткинская" и "Охотный ряд", то часть мрамора, заготовленного для Дворца советов, покрывает стены самого Музея архитектуры!
Еще из познавательного: в Чикаго чаще строили небоскребы с одной толщиной по всей длине, в Нью-Йорке - сужающиеся к вершине. Во втором случае, вроде как, больше света. Для строительства сталинских высоток предпочли второй вариант.
Иофан был автором первоначального проекта административного здания на Воробьевых горах, ставшего впоследствии МГУ. Проект у него неожиданно отобрали, но изменили не очень сильно. 
Очень интересны проекты послевоенного восстановления городов и мемориалов, раньше нигде не видела.
Что еще интересно - Иофан проектировал все, от 420 метровых дворцов до хрущевок, от мавзолеев до типовых многоэтажек. Довольно странно видеть все эти проекты рядом.
И Иофан, и Мухина, не могли смириться с тем, как и куда поставили Рабочего и Колхозницу в Москве. Иофан предлагал установить их на стрелке. По-моему, было бы здорово.

И между прочим, я как раз на этих же праздниках была в Рабочем и Колхознице и то, как их установили под видом реконструкции павильона Иофана, - это чудовищно. Про плиточку вообще молчу.

4 комментария:

Анонимный комментирует...

Про небоскребы со ступеньками и без, и про сталинскую архитектуру, недавно Лебедев написал: http://tema.livejournal.com/1039115.html

дк

mariposa комментирует...

Здорово, спасибо за ссылку! И ведь действительно Нью-Йорк совершенно иначе воспринимается, и я к стыду своему никогда не задумывалась, почему так!
На экскурсии рассказывали, что Иофан и другие советские архитекторы ездили в Штаты перед тем, как начать проектировать высотки. Выбрали, выходит, как лучше трудящимся :)

914-914 комментирует...

про круглое пространство:
http://moscowwalks.ru/2011/12/21/dom-arhitektora-melnikova/

mariposa комментирует...

Ага, спасибо, про дом Мельникова - отличная ссылка!
Ну ведь не выглядит особо пугающим? По-моему, вполне можно и без углов обойтись.
Хотя напротив кровати там как раз перегородка :)