21 февраля 2011 г.

Христу покрестись, Солнцу-батюшке помолись

Русскому человеку обычно сложно даётся small talk
Помню, когда ко мне начинали лезть какие-нибудь тетки в сан-францисском muni, я предпочитала отвечать, что я не говорю по-английски, потому что, честное слово, это невыносимо. 
То ли дело русский человек. Помню опять же, стою я на остановке все того же muni в японском квартале, вокруг меня четыре определенно русские бабульки. Стоят, косятся друг на друга. В конце концов одна не выдерживает и говорит что-то, я уже не помню что, но явно цель была показать, что, мол, мы же всё равно все русские, и это нам всем очевидно, так что давайте общаться. Через 30 секунд они обсуждали, как натирать мозоли лимонным соком, через минуту внуков, через две минуты, наверное, уже и до Ельцина дошло бы. Не складывается у нас часто со small talk.
Вообще, конечно, не только у русских есть такая проблема, поэтому периодически я натыкаюсь на рассказы американцев про то, что и у них есть какая-нибудь заветная тема, на которую они пытаются перевести small talk, потому что сама идея этой пустой болтовни кажется им невыносимой.
(Я уже писала про журналиста и superpowers).
Мне всегда хотелось собрать статистику по традициям хоронить птичек, так что я пару раз направляла talk в это русло. 
Тут я что-то снова вспомнила про птичек. Решила покопаться в этом вопросе, но отвлеклась, как обычно. Стала читать книгу про то, как народ справлял христианские праздники.
Больше всего в книге мне понравилась концепция злого-плохого святого. Потрясающе естественная в своей безобразности! Несчастный святой Касьян, основатель монастырей и автор книг о нравственных основах христианского учения, превратился в святого Касьяна Завистника, святого Касьяна Немилостливого, святого Кривого Касьяна, святого Касьяна Грозного и святого Касьяна Скупого. В Касьяна "Касьян на что взглянет - все вянет". 
Так, в Новгородской губ. (Борович. у.) крестьяне <...> объясняют тот факт, что день Касьяна празднуется только раз в четыре года (29 февраля). «Св. Касьян, — говорят они, — три года подряд в свои именины был пьян и только на четвертый год унялся и праздновал своего ангела в трезвом виде — вот почему и положено ему быть именинником через три года раз».
(это из книжки Максимова про "Крестную силу", а более распространенная легенда про святых Касьяна и Миколу есть прямо в википедии. А тут про то, как святой Касьян врата ада сторожит (да-да, сторожит врата ада)).
Якобы Касьян звучит, как Кащей, и день св. Касьяна выпал на день кащеев, народ попутал.
А про птичек тогда как-нибудь в другой раз.

6 комментариев:

Unknown комментирует...

Смоллтолк он не для русских, это верно. Не понимают русские люди, в чем его суть и зачем он нужен. На каком-то инстинктивном уровне. Норовят сразу джамп то бизнес а то и вовсе убежать. Поэтому нам, например, приходится специально ему учиться, чтобы не проваливать переговоры. Ну там погода, путешествия, как прошел уик-энд. Приятные темы.

Тем временем, говоря о Касьяне, сорока со страшной скоростью приносит нам на хвосте ссылку

http://tinyurl.com/6e4aj87

Когда прекрасное одолевает, слова излишни.

Ну и это. Будете в Северной Пальмире, Колыбели Революций - приходите знакомиться. Почту за честь.

mariposa комментирует...

Гениальная ссылка! Огромное спасибо!
Я бы тоже почла за честь :)
Я в принципе собираюсь в Колыбель Революций, у меня там бабушки, и они уже начинают терять терпение, так что надо будет в скором времени не только собираться, что является моим перманентным состоянием, но и собраться наконец.

Unknown комментирует...

Ну так связывайтесь. Чай координаты-то знаете?

mariposa комментирует...

Думаю, разберемся)

Unknown комментирует...

Вот и хорошо.

Unknown комментирует...

Да, к нам тут из Прадо едут мало что Гойя с Веласкесом, так еще и Босх, чтобы ни дна ни покрышки.

Ну и за компанию с ними Рафаэль. Для реанимации.