23 января 2010 г.

О педологических извращениях


Решила написать про "Ликвидацию безграмотности" в Историческом музее, но вспомнила про главу о школе из книжки про жизнь Москвы в сталинское время, пробежалась по ней, наткнулась на педологов, полезла читать про педологов, нашла "О педологических извращения в системе Наркомпросов", стала изучать педологические извращения, зацепилась за "эксплоатацию". Х. нашел про эксплоатацию:

"В русском языке были два фонематических варианта: эксплуатация и эксплоатация. <...> Это дублеты. Они отличаются друг от друга наличием фонемы у <...>, а также написанием. И этого оказалось достаточно, чтобы заработало стремление, отмеченное Б.Томашевским: стали приписывать первому варианту значение «присвоение одними людьми продуктов труда других людей», а второму – «использование станков, шахт, рудников, природных богатств, железных дорог и т.д.». Конечно, это была ложная семантизация, как бывает ложная этимология – порождение наивного языкового сознания. Стоило лишь заглянуть в словарь Ушакова, чтобы понять: эти два варианта совпадают по значению. Но обычному носителю языка недосуг.
Листая один из томов 55-томного собрания сочинений Ленина, заметил вклейку и, развернув ее, увидел копию страницы программы партии (1919 г.), а на полях красными чернилами замечание Ленина: «Товарищ корректор! Не эксплоатация, а эксплуатация. От французского exploitation». А Сталин писал эксплоатация". (статья)

Что сказал бы Троцкий? Точнее, что сказал Троцкий? Не верю, что он мог бы промолчать.
(На фото страничка из учебника для взрослых, по ссылке остальные фотографии )

Комментариев нет: