6 января 2010 г.

Нержавеющая сталь

Гениальные творения становятся монолитными. Привыкаешь любить их "такими, как есть", и нужно какое-то усилие, чтобы снова, будто в первый раз, увидеть, услышать их во всем совершенстве. Я закрываю глаза и представляю "Рабочего и колхозницу". Вот она, пожалуйста, - эталон соцреализма, эмблема "Мосфильма". Я смотрю и не вижу. Мне нравится, но я не люблю. А вот сходила в Русский музей, потом в музей архитектуры, и у меня с ними второй медовый месяц после 26 лет совместной жизни! Какие ж они красивые, даром, что родные!
Отчасти, конечно, сыграло роль то, что я узнала много забавных фактов, и отношения наши стали более свойскими, более семейными. Например, про то, как кто-то углядел в складках шарфа профиль Троцкого, и Сталин лично приезжал с проверкой и Троцкого не нашел. Или про то, что немцы, чей павильон был в аккурат напротив советского, дожидались завершения строительства, чтобы посадить своего орла выше. И про то, что было предложено в качестве ответной меры развернуть "Рабочего и колхозницу" спиной к немецкому орлу, но Иофан отказался, сказав, что он "не футурист, и менять ничего уже не может". И как противники революции, парижские эмигранты пытались устроить диверсию. И много чего еще, правды и неправды.
Суть даже не в этом. Когда смотришь на другие проекты, участвовавшие в конкурсе, когда представляешь эти покореженные листы металла, когда наматываешь круги вокруг миниатюрной копии, наконец-то разглядев все детали (кроме, пожалуй профиля Троцкого), когда видишь, как вся экспонента павильона выталкивает "Рабочего и колхозницу" вперед навстречу коммунизму, начинаешь любить эту композицию по-новому, радоваться, сочувствовать, как живой.
Я в шутку предположила, что теперь под ней должны сделать подземную парковку. Ну что может быть нелепей? И что вы думаете? Так и есть.

3 комментария:

Анонимный комментирует...

МАша, привет.
Я вас совсем потеряла. Ты и Дима не отвечаете на телефонные сообщения. Где вы? Ты сейчас в Москве? Напиши или позвони мне. И с Новым Годом вас. Лена

Gina комментирует...

Мне кажется, Маша, что ты тоже читаешь «Науку и жизнь».
Меня в той редакторской статье об этих двоих с Троцким в шарфе и прочем больше всего поразило, что до сих пор кто-то пишет околонаучные и околокультурные тексты с душой. Принимает всё это близко к сердцу, а не отписывается сухо или натужно, стандартно остроумно.

mariposa комментирует...

Я иногда почитываю, но эту статью не читала, а жаль, попробую найти. Вообще, мне кажется, в этих проверенных временем журналах большинство авторов пишет с душой, иначе я даже не знаю, как можно заставить кого-то в них писать :) По крайней мере, в "Химии и Жизни" удивительные люди работают, с таким трепетным отношением к своему делу!