Прочитала забавную статью в NewScientist под названием "How the US exports mental illnesses". Там и по самой теме публикации интересные факты, и в целом хорошая почва для размышлений.
Что касается самого текста, то он посвящен навязыванию западных психических заболеваний, напрямую вытекающих из западного мировосприятия, другим культурам, которым ни эти заболевания, ни эта проблематика не свойственны. Зато, разумеется, такое поведение очень свойственно западной цивилизации, так как разом включает в себя и страсть к миссионерству, и гуманистическое стремление понять и пожалеть, и интересы фармакорпораций.
В качестве одного из примеров приводится история внедрения пароксетина, антидепрессанта, выпускаемого GlaxoSmithKline, в Японии. Основной проблемой, с которой предстояло столкнуться GSK, было то, что в Японии нет депрессии, и, стало быть, непонятно, что лечить. То, что в Японии называют депрессией ("utsubuyo"), по масштабам больше напоминает шизофрению и встречается исключительно редко. Все остальные угнетенные состояния не считаются болезнями: по-японски это называется "jibuyo" - трудности, закаляющие характер. В результате, чтобы наладить продажи пароксетина, GSK пришлось придумать новую болезнь - kokoro no kaze (холод души), и рекламировать ее вместе с лекарством. Как можно догадаться, они вполне преуспели на этом поприще.
Вот такая драматическая история из драматической статьи, приправленной оборотами вроде "bulldozing indigenous forms of mental illness as they go" - "Аватар" напомнило.
Это вот познавательная история. А вот вопрос и почва для размышления:
Куда делась истерия?
В статье есть размышления, что, мол, PTSD и депрессия так же характерны для современных Штатов, как истерия для викторианской эпохи. Так вот, куда делась истерия? Официальный ответ таков: истерия перестала существовать в 80-е, когда неполиткорректный термин "истерия" заменили на "конверсионное расстройство". Я так поняла, что одновременно значительно ужесточили требования к диагнозу конверсионное расстройство, превратив его в редкое. Но это явно не все, потому что я прочла, что конверсионные расстройства чаще встречаются на селе, то есть там, до куда еще не докатились модные веяния в психиатрии. Как я для себя подытожила, из истериков отобрали особо тронутых, часть оставшихся стала считаться нормой, а часть переквалифицировалась в более модные нынче расстройства. Что здесь "мода" на определенный тип психического расстройства, что заговор фармакорпораций, которым выгоднее сбывать таблетки, чем традиционные "препараты"-аппараты от истерии, я не знаю.
По-моему, это довольно любопытно. "Болезни, которые мы потеряли" - думаю покопаться с целью написания статьи. Если что вспомните, буду благодарна.