3 ноября 2008 г.

Muerte sin fronteras


Сам День Всех Святых проходит незаметно для неверующих, всё внимание публики привлекает, разумеется, Хэллоуин, но для тех, кому как и мне посчастливилось провести эту праздничную неделю в месте, густронаселённом латиноамериканцами, в особенности мексиканцами, на следующий день после Дня Всех Святых выпадает возможность присоединиться к празднованию Dia de los Muertos - Дня Мёртвых.
Всё же удивительна судьба Дня Всех Святых. Сначала его самого перенесли на тот же день, когда справляли Хэллоуин (который соответственно не сразу был кануном дня всех святых), а потом испанские конкистадоры, не в силах побороть языческие празднования, история которых на сегодняшний день насчитывает 3000 лет, решили подпереть День Всех Святых с другой стороны, передвинув и ужав индейский фестиваль мёртвых до одного дня - Дня Всех Душ, который собственно и идёт за Днём Всех Святых.
Так и вышло, что теперь серьёзный христианский праздник заключён в кольцо двух многовековых, если не тысячелетних языческих гуляний.
Про Хэллоуин, я думаю, все из нас в курсе, к тому же я на него не ходила, так что добавить нечего, так что напишу про День Мёртвых. Какой-то одной версии его происхождения мне найти не удалось, конечно, красиво звучит версия, про то, что души умерших переселялись в бабочек-монархов, и праздник был приурочен к возвращению бабочек. Но с другой стороны не могло же возвращение бабочек сдвинуться, как и праздник, по приказу испанских священников?
Так что скажем просто, в этот день мёртвым проще пересечь границу, отделяющую их от живых, чем они охотно пользуются, чтобы навестить родных и близких. Плакать в этот день не стоит, напротив, надо сделать этот визит максимально приятным для "незабвенных." Женщина из Сальвадора, которая ходит на английский, рассказала, что полагается пойти на кладбище, соорудить там алтарь (это отдельная тема) и вокруг него есть-пить-петь-плясать и травить байки об усопших. Те, у кого нет усопших родственников в городе, просто приходят на кладбище, чтобы присоединиться к гуляниям. Перед праздником выпекают Pan de Muerte и Сalaveras - сахарные черепа. Народ наряжается покойниками, покойники при этом совсем другого толка, чем хэллоуиновские - это такие нарядные скелетики с цветочками и лентами, которые может и выглядят жутковато, но уж точно не отвратительно.
До этого момента всё это напоминает тот же самый Хэллоуин и ничего особо пародоксального в себе не содержит. Интересное начинается, когда дело доходит до алтарей. Алтари - это такая упорядоченная куча хлама (сахарных черепов, свечек, каких-то предметов, скелетов, фруктов и овощей), на которые ставят фотографии умерших родственников и друзей. Алтари - это, с одной стороны, величайшие из мной виденных произведения треш-искусства, я теперь непременно схожу на выставку алтарей в мексиканский культурный центр! Но с другой стороны там же стоят фотографии настоящих умерших родственников и друзей. Это не поражает до глубины души, пока не наткнёшься на какую-нибудь надпись вроде такая-то такая-то "Raped and Killed Dec 2006". Тут-то меня в частности и озарило, что это не абстрактный праздник смерти, а праздник реальных умерших, к которым их латиноамериканские родственники и друзья действительно могут относиться совсем по-другому, как я, наверное, никогда не смогу. Жаль или нет - другой разговор.
Кстати я на фото в центре. А остальные фото тут: ссылка.

Комментариев нет: