20 октября 2012 г.

Выход есть всегда

В This American Life был довольно познавательный эпизод, посвященный самоубийствам "по доверенности", что-то захотелось поделиться.

Речь идет о том, как выкрутиться человеку, который хочет свести счеты с жизнью и при этом попасть в рай в случае, когда самоубийство - один из страшнейших грехов, полностью отрезающих путь к спасению.

В качестве примера рассматривается жизнь молодой женщины, жившей в 18 веке, которую выдали замуж в другую деревню. Муж ей не нравился, свекровь ее презирала, а ее собственная семья в ответ на ее жалобы советовала усердно трудиться и терпеть. И женщина решила положить этому конец. Ей, и как выясняется, не ей одной, пришла в голову такая мысль, что если выбрать для самоубийства какой-нибудь такой способ, который убьет тебя не сразу, то, умирая, можно будет еще успеть исповедаться, раскаяться, и, в конце концов попасть на небо. 

Женщина начала с мышьяка. Достать мышьяк было сложно, но ей это удалось. Проблема заключалась в том, что она не имела понятия, сколько надо принять мышьяка, чтобы умереть гарантированно, но не сразу. С первого раза рассчитать дозу ей не удалось, она провела в страшных муках целую неделю, но было понятно, что яда она выпила недостаточно.

И тогда она решила прибегнуть к куда более экстравагантному методу.

Итак, если у тебя у самого толком не получается себя убить, то можно сделать так, чтобы тебя убил кто-то другой. Для этого в 17-18 веке применялась такая практика (речь идет о сотнях случаев, а пока подсчеты, как я поняла, были проведены только в Швеции и Германии). Самоубийца начинал с того, что убивал ребенка. В их понимании, невинная душа ребенка моментально отправлялась на небеса, то есть по сути, убивая ребенка, ты мало того, что не причинял ему вреда, но и в каком-то смысле даже делал одолжение. Затем самоубийца шел в суд и признавался в содеянном, после чего его приговаривали к смертной казни. Перед тем, как быть казненным, преступнику давался шанс исповедаться и раскаяться. Тут они исповедовались и каялись, и дальше были казнены чужими руками, и их чистые души попадали на небеса. Ребенок на небесах, самоубийца на небесах - happy end!

Если священники говорили таким людям, что то, что они сделали, все равно по сути является самоубийством да еще и к тому же попыткой обмануть Бога, у самоубийцы всегда был шанс осознать и это и покаяться и в этом тоже.

В какой-то момент этот тренд был замечен властями, и они сначала решили сделать казнь для таких самоубийц позорной, а смерть мучительной, что впрочем не останавливало людей. Тогда казнь отменили вообще, заменив пожизненным заключением в невыносимых условиях, но по каким-то причинам и это работало плохо, возможно, потенциальные самоубийцы просто не подозревали о том, что законы изменились.

Великолепный пример много чего!

Само исследование: 
Kathy Stuart. “Suicide by Proxy: The Unintended Consequences of Public Executions in Eighteenth-Century Germany,” Central European History, 41 (2008), 413-445. 

Комментариев нет: