11 апреля 2012 г.

Оттого что мир - твоя колыбель, и могилка - мир

Я опоздала в пионеры всего-то на паршивый год, максимум на два. Так и застряла навеки в бесславных октябрятах. Что толку быть октябренком? Кто-нибудь слышал про октябрёнка-героя? То-то! Пионеров ждали коммунистические небеса. Вечному октябрёнку уготован разве что коммунистический лимб.

Внезапно обнаружила себя за изучением исследований пионеров-героев. Эта область литературы по указанным выше причинам прошла мимо меня, хотя моя семья подарила этому миру целый сонм пионеров-героев.

Вот вроде строили коммунизм, а построили постмодерн...

Автор исследований - Светлана Леонтьева, довольно приличное количество ее статей можно нагуглить, основное из диссертации. Итак, что я уяснила:
  1. Больше всего меня тронуло, что места захоронения пионеров-героев назывались "могилками" даже в некоторых официальных текстах.
  2. Я поняла, что хороший пионер    мертвый пионер: «Советский человек оказывался перед чреватым неврозом противоречием: для того чтобы стать бессмертным, нужно остаться в памяти народной. Для того чтобы в ней остаться, нужно совершить акт служения общему делу. В предельном случае этот акт состоит в созидании собственной смерти. Смерти особенной — красной, и — на миру. В конечном счете оказывалось, что для того чтобы избежать смерти (стать бессмертным), нужно погибнуть» [Адоньева:2001, 153]. 
  3. "Осмеянию и снижению культа пионеров-героев способствовали и некоторые профанирующие игровые формы (1980-е годы), например, игра в карты, в которой в качестве колоды использовались наборы портретов пионеров-героев (вполне закономерно, что козырным тузом был Павлик Морозов)".
  4. "Так, в пьесе «Друзья и враги» (1925) Ваньку-пионера одолевают Папироса, Подсолнух (имеются в виду семечки) и Футбол, насланные на пионера двумя буржуями: Иваном 
  5. Петровичем и Петром Ивановичем".
  6. В знаменитом стихотворении про галстук строки
Как повяжешь галстук,
Ты — светлей лицом…
На скольких ребятах
Он пробит свинцом!..
         то появлялись, то исчезали. Довольно интересно, с чего бы это они исчезали, не могло же это взыграть чувство меры, в самом деле! "Появится это четверостишие лишь в 1974 году в хрестоматии других авторов. К полному тексту будут присовокуплены вопросы: «Почему пионер должен беречь пионерский галстук? Ответ подтвердите словами стихотворения. “Ты светлей лицом”. Объясните смысл этого выражения. “На   скольких   ребятах   он   пробит   свинцом”.   Как   вы   понимаете   это предложение?» (Родная речь 1974: 23)".

Отличная лексика употребляется в статьях. Про жития и мученическую смерть понятно, но вот "местночтимые пионеры-герои" было неожиданно. Пишут, что такие рассказы удовлетворяли подростковый спрос на чернуху и насилие. Х. говорит, что кое-где каждому пионеру выдавали по личному пионеру-герою-покровителю, чтобы чтить его особо, штудируя житие.
Сюр!

4 комментария:

Анонимный комментирует...

Про покровителей чистая правда, и не где угодно а повсеместно. Обычно выдавался на звено.

--
ДМ

mariposa комментирует...

Но индивидуальный пионер покруче будет)
Я успела только постановку про Мальчиша-Кибальчиша посмотреть, а потом все рухнуло!

zapiens комментирует...

Сюда же и Багрицкого, "Смерть пионерки."

mariposa комментирует...

Духотой спаленных
Губ не освежить -
Валентине больше
Не придется жить.

Блистательная поэма! Спасибо!