29 августа 2010 г.

Число зверя

В 2005 году был переведен самый древний свиток, содержавший текст Откровения Иоанна Богослова, из которого следует, что число зверя - 616, а вовсе не 666. 
Две вещи, которые не могут не трогать в этом вопросе:
1) Как ловко перешифровали всех зверей, чтобы сумма цифр дала 616 вместо 666 (см википедию)
2) Вообще из серии "нарочно не придумаешь": в 1998 г. по многочисленным просьбам верующих номер маршрута московского автобуса №666 был заменен. Конечно же, на №616.

Sky of Blue and Sea of Green in our Yellow Submarine


Гумны кругом под плевою белеются, – так аргивяне
С глав и до ног их белели под прахом, который меж ними
Даже до медных небес воздымали копытами кони
В быстрых, крутых поворотах; ворочали в бой их возницы,
Прямо с могуществом рук на врагов устремляясь; но мраком
Бурный Арей покрывает всю битву, троянам помощный.


Одной из идей, не дававших мне покоя во время послеобеденного сна в детском саду, была такая: что если все другие дети видят цвета по другому, и то, что я считаю красным, они видят фиолетовым? Как они с этим живут? Как выбирают одежду куклам? 
Еще до окончания детского сада потеряв надежду найти ответ на этот вопрос, я переключилась в своих размышлениях на что-то другое.
И тут вчера я натыкаюсь на потрясающий факт: оказывается, в Древней Греции не было синего. Ни море, ни небо не были синими. Были винными, медными, а вот самого понятия "синий" не существовало. Поэтому у Гомера вы не встретите банальщины вроде "лазоревых небес" и "синих морей". Отказываясь в это верить, я полезла наводить справки. 
Оказывается, существует классификация языков по 7 типам в зависимости от количества понятий для цвета. Первая группа - это языки, в которых для описания всего цветового разнообразия используется... 2 слова! Холодный/темный и теплый/светлый. Вторая группа - те же плюс красный (третьим цветом всегда идет красный и никакой другой). Третья группа - плюс зеленый или желтый. Четвертая - и зеленый, и желтый. Далее прибавляются синий и коричневый, причем строго в таком порядке. Седьмая ступень - это появление слов для розового, оранжевого, пурпурного и так далее. 
Чем больше в языке слов для обозначения цветов, тем лучше носители языка их различают. Так показано, что русские значительно лучше различают оттенки синего, как предполагают, именно потому, что у нас разделены понятия "синий" и "голубой" (в отличие от blue, bleu, azul итп). Дети начинают лучше различать цвета, когда выучивают их названия, а люди, у которых из-за черепно-мозговых травм нарушена способность называть предметы, начинают хуже различать цвета.
То есть, мы мысленно сначала называем оба цвета, а потом сравниваем их названия между собой?
Довольно интересно, как мне показалось. До конца не верится, хотя литературы на этот счет полно.
PS Интересно, можно ли как-нибудь использовать то, что мы лучше различаем градации синего? Вести какую-нибудь секретную документацию, например.

1 августа 2010 г.

Starry night, hairy night


Но это тоже все потом растает
 И утечет, как талая вода...
 Уж мы-то знаем все, 
       про то, что с нами станет,-
 А биофак - вот это навсегда!

М.В. Гусев, 
декан биологического факультета МГУ 
1997 г.


Поистине в душе каждого настоящего ученого томится настоящий поэт.
Сижу сегодня работаю, бегло проглядываю некий список генов, относящихся к эмбриональному развитию. Взгляд цепляется за название Van Gogh-like protein 1. Не поверила своим глазам, читаю снова, нет, опять то же самое: Van Gogh-like protein 1. Думаю, ну раз речь про развитие - это, наверное, какой-нибудь ген безухости. И тут же накатила вторая волна возмущения. Ну полезла выяснять, что за вангогоподобный белок. 
Выяснилось, что в 1994 году ученый Пол Адлер из Университета Вирджинии получил муху-мутанта, поразившую его своей красотой. Волоски на ее теле располагались не ровно, как положено, а с завихрениями, которые напомнили Полу Адлеру полотно Ван Гога "Звездная ночь". Невероятно трогательно, правда? Он как-то так и воскликнул: "Боже, как хороши эти волоски на моей чудесной мутантной мухе, прямо как "Звездная ночь" Ван Гога!"
Сначала, значит, красивая задница, а теперь вангогоподобный белок-1. Мне стало любопытно, и я немного порылась в поисках самых странных названий генов. Нашла и гены, и доказательства того, что химфак - это тоже навсегда.
Трудно назвать фаворитов, но вот некоторые, например: 
Есть бытовуха: 
Yippie (радостный вопль), Wishful thinking и RING (Really Interesting New Gene). 
Есть поромантичнее: 
Cleopatra (взаимодействие мутантной Клеопатры с Asp (Asp - это аббревиатура, но одно из значений самого слова - ядовитая змея) летально - так и Клеопатра погибла от укуса змеи), Hamlet (ключевой в определении судьбы линии клеток IIB), tinman (как в "Волшебнике Изумрудного города" - у мутантов не развивается сердце), swiss cheese (у мутантов мозг получается дырявый, голодным ученым напоминает сыр).
Indy - (I'm not dead yet) - играет роль в увеличении продолжительности жизни у плодовых мушек. 
А ну и кстати всем биологам-то уже приевшийся hedgehog в интересных сочетаниях типа sonic hedgehog, indian hedgehog итп. Общественность, разумеется, уже собралась влезть грязным сапогом в светлый храм науки. Обывателям, видишь ли, неприятно узнавать, что у них мутация "lunatic fridge" или "headcase", так что в 2006 г. прошла первая серия переименований генов, названных с душой, во что-то нудное.
Еще смешное про животных нашла, так что 
(продолжение следует)