2 октября 2010 г.

Ни животных, ни яслей, ни Той, над Которою - нимб золотой


С тех давних пор, когда мама впервые обратила мое внимание на образ слона в искусстве, я стала как-то более внимательно присматриваться к животным на картинах великих мастеров. Младенцы и животные не врут. Даже нарисованные. 
Универсальный индикатор - очевидно, коровка и ослик, выразительно глядящие на новорожденного младенца Иисуса. Сколько не ищи - не найдешь одинаковых. Я столько лет гляжу на них, мне уже кажется, что по одним коровке с осликом  можно составить вполне адекватное представление о манере художника. В мюнхенской пинакотеке, например, висит самая устрашающая фантазия на рождественскую тему: гнусные трупные цвета, мясистый злобный младенец и тупые, враждебно уставившиеся на младенца осел и корова. Вот кто должен быть помещен на обложки альбомов немецкого искусства!
Сегодня ходила в Пушкинский на замечательную выставку со своеобразным названием, которое не должно ввести вас в заблуждение, "Два цвета радуги - двух судеб отраженье" (картины, привезенные из армянских музеев). Там были такие волшебные армянские овечки! С армянскими веками, армянским взглядом - чудесные овечки! Смотришь на таких овечек - сразу понятно, не ошибся, что пришел! Очень рекомендую!
(Одно грустно, привезли в основном картины знакомых широкой публике мастеров, я надеялась, будет больше собственно армянских и менее известных, чем Сарьян и Ованес (Иван) Айвазян (Айвазовский)*, художников. Но я не жалуюсь, нет).

* - да, так с двумя парами скобочек и пишут!

Комментариев нет: