Есть какая-то история появления на свет музея сэра Джона Соана в Лондоне. Будучи известным архитектором, Соан много преподавал, и поскольку дело происходило в эпоху наполеоновских войн, когда студенты не имели возможности путешествовать по материку, изучая творения великих мастеров в их естественной среде, Соан решил обзавестись коллекцией произведений искусства, чтобы студенты могли ознакомиться с ними у него дома.
Довольно странное объяснение. По-моему, не стоит так глубоко копать. Я как-то писала про Visionary Environments, так вот, как мне кажется, дом сэра Джона Соана является классическим Visionary Environment, замаскированным под музей для студентов. Сбить с толку может то, что это Visionary Environment создано 1) архитектором высочайшего класса; 2) очень состоятельным человеком, который мог, к примеру, позволить себе египетский саркофаг, от которого по причине дороговизны отказался Британский музей.
Не будь у Соана денег, он натаскивал бы домой какой-нибудь хлам, не будь он английским архитектором, он сваливал бы этот хлам в кучу. Но так уж получилось, что человек обладал соответствующим свойством психики (у англичан это называется magpie - сорока, но наши "сороки" охотятся за блестящим, а английский magpie не гнушается ничем) и был состоятельным архитектором одновременно.
Музей, в который после смерти Соана превратился его дом, - один из самых необычных музеев, в которых мне доводилось побывать. Может быть, даже самый необычный. Он занимает три дома (Соан сначала купил один дом, а потом захватил два соседних - классическое течение visionary environment-а), перестроенных и объединенных в один лабиринт. Каждый сантиметр поверхности этих домов занят каким-нибудь артефактом. Колонны, руки, каменные цветы, вазы, чаши, медальоны, посмертные маски преступников, саркофаги, могила собственной собаки, руины, арки средневекового парламента, головы, статуи, картины, - все вперемешку, но странным образом упорядоченно.
День в музее раскрывает Соана как великого архитектора, спроектировавшего дом так, чтобы естественный свет максимально подчеркивал его красоту. Ночь в музее (раз в месяц музей открывают при свечах - я стояла 2 часа в очереди, но это пустяки) раскрывает Соана как великого Magpie, потому что в темноте мгновенно теряется какая бы то ни было связность пространства, и ты просто хаотично блуждаешь по лабиринту, в котором то тут, то там, свечи выхватывают где гаргулью, а где женскую голову необыкновенного изящества. Настоящая кроличья нора!
В темноте фотографировать было бессмысленно. Вот хорошие фото, которые я нашла на flickr-е
PS Из познавательного: скорее всего, единственное относящееся к Соану из того, что вы знаете, - это знаменитая красная телефонная будка, создатель которой был вдохновлен могилой Соана, спроектированной им самим.
Довольно странное объяснение. По-моему, не стоит так глубоко копать. Я как-то писала про Visionary Environments, так вот, как мне кажется, дом сэра Джона Соана является классическим Visionary Environment, замаскированным под музей для студентов. Сбить с толку может то, что это Visionary Environment создано 1) архитектором высочайшего класса; 2) очень состоятельным человеком, который мог, к примеру, позволить себе египетский саркофаг, от которого по причине дороговизны отказался Британский музей.
Не будь у Соана денег, он натаскивал бы домой какой-нибудь хлам, не будь он английским архитектором, он сваливал бы этот хлам в кучу. Но так уж получилось, что человек обладал соответствующим свойством психики (у англичан это называется magpie - сорока, но наши "сороки" охотятся за блестящим, а английский magpie не гнушается ничем) и был состоятельным архитектором одновременно.
Музей, в который после смерти Соана превратился его дом, - один из самых необычных музеев, в которых мне доводилось побывать. Может быть, даже самый необычный. Он занимает три дома (Соан сначала купил один дом, а потом захватил два соседних - классическое течение visionary environment-а), перестроенных и объединенных в один лабиринт. Каждый сантиметр поверхности этих домов занят каким-нибудь артефактом. Колонны, руки, каменные цветы, вазы, чаши, медальоны, посмертные маски преступников, саркофаги, могила собственной собаки, руины, арки средневекового парламента, головы, статуи, картины, - все вперемешку, но странным образом упорядоченно.
День в музее раскрывает Соана как великого архитектора, спроектировавшего дом так, чтобы естественный свет максимально подчеркивал его красоту. Ночь в музее (раз в месяц музей открывают при свечах - я стояла 2 часа в очереди, но это пустяки) раскрывает Соана как великого Magpie, потому что в темноте мгновенно теряется какая бы то ни было связность пространства, и ты просто хаотично блуждаешь по лабиринту, в котором то тут, то там, свечи выхватывают где гаргулью, а где женскую голову необыкновенного изящества. Настоящая кроличья нора!
В темноте фотографировать было бессмысленно. Вот хорошие фото, которые я нашла на flickr-е
PS Из познавательного: скорее всего, единственное относящееся к Соану из того, что вы знаете, - это знаменитая красная телефонная будка, создатель которой был вдохновлен могилой Соана, спроектированной им самим.
2 комментария:
Маша, ты так потрясающе пишешь, что я никак не могу дочитать до конца абзаца и начинаю плакать!
Спасибо! Всегда думаю, что надо бы ограничиться одним абзацем, все равно дальше никто читать не может, ко второму абзацу все уже или рыдают кровавыми слезами или пытаются вырвать себе глаза :)
Отправить комментарий