24 декабря 2011 г.

Только тот, кто друг попов, ёлку праздновать готов

Наткнулась сегодня на отличный пост про новогоднюю ёлку, походила по ссылкам, сама что-то нашла - много интересного.
Вот я как-то придумала и с тех пор не устаю повторять, что история России - это фрактал. И вот еще один его фрагмент. 
На Руси ёлка считалась недобрым деревом, даже символом смерти, говорили "венчали вокруг ели; а черти пели", под елками закапывали самоубийц, веточки ели бросали в гроб, устилали ими дорогу, по которой везли гроб к кладбищу и клали на могилы. 
Петр I пытался одновременно с перенесением Нового года на 1 января внедрить в России ёлки, но тщетно, обычай прижился только в питейных заведениях, породив новый круг порочных ассоциаций. Много позже рождественская ёлка все-таки вошла в моду, причем, отмечу, церковь осуждала этот обычай как западнический и языческий.
Стоит ли удивляться, что, несмотря на это, после революции ёлку стали осуждать уже как символ, связанный с попами? Конечно, не стоит!
 Вот замечательные цитаты из статей, на которые я выше дала ссылки:
Тот, кто елочку срубил
Тот вредней врага раз в десять,
Ведь на каждом деревце
Можно белого повесить!
В. Горянский (отсюда)

"А в 1922 году была проведена кампания за преобразование праздника Рождества Христова в «комсомольское рождество», или иначе в «комсвятки». Комсомольские ячейки должны были организовывать празднование «комсвяток» в первый день Рождества, то есть 25 декабря, которое было объявлено нерабочим днем. Мероприятия начинались чтением докладов и речей, разоблачающих «экономические корни» рождественских праздников. Потом шли спектакли и инсценировки, политические сатиры, «живые картины». На второй день праздника организовывались уличные шествия, на третий — в клубах устраивались маскарады и ёлка, получившая название «комсомольская ёлка». Участники ёлочных карнавалов (в основном из комсомольцев-пропагандистов) рядились в самые невообразимые сатирические костюмы: Антанты, Колчака, Деникина, кулака, нэпмана, в языческих богов и даже в рождественского гуся и поросёнка. Проводились шествия с факелами и сожжением «божественных изображений» (икон)"
Но комсвятки не прижились, им на смену пришли новые праздники:
"В школах в порядке борьбы с Рождеством и ёлкой на Новый год стали проводить «антирождественские вечера», на которых инсценировали высмеивающие попов и церковь пьески, пели антирелигиозные сатирические куплеты, вроде «Динь-бом, динь-бом, больше в церковь не пойдём»"  (отсюда).
Казалось бы ёлка уже не выкарабкается, но нет, как известно, все в России не только фрактал, но еще и "прорастает", поэтому внезапно (действительно внезапно, потому что ни елки, ни игрушки не были подготовлены) появляется скромная заметка Постышева, в которой он призывает организовать детям хорошую ёлку. Заставлять уже никого не пришлось. Ёлке дали зелёный свет!
Скоро будет рождество,
Праздник мерзкий, буржазный
Связан испокон веков
С ним обычай безобразный
В лес придет капиталист
Косный, полный предрассудков
Срубит ёлку топором
И отпустит злую шутку (отсюда)
(картинки отсюда)

2 комментария:

Анонимный комментирует...

Про стихотворение Горянского интересное замечание вот тут: http://alwin.livejournal.com/216336.html.

дк

mariposa комментирует...

О, здорово, спасибо большое, я как раз собиралась завтра поискать источник) Конечно, это слишком одиозно, чтобы быть воспринятым серьезно. Как про Иуду Троцкого, который подло распинает мать-Россию на кресте.