29 августа 2010 г.

Sky of Blue and Sea of Green in our Yellow Submarine


Гумны кругом под плевою белеются, – так аргивяне
С глав и до ног их белели под прахом, который меж ними
Даже до медных небес воздымали копытами кони
В быстрых, крутых поворотах; ворочали в бой их возницы,
Прямо с могуществом рук на врагов устремляясь; но мраком
Бурный Арей покрывает всю битву, троянам помощный.


Одной из идей, не дававших мне покоя во время послеобеденного сна в детском саду, была такая: что если все другие дети видят цвета по другому, и то, что я считаю красным, они видят фиолетовым? Как они с этим живут? Как выбирают одежду куклам? 
Еще до окончания детского сада потеряв надежду найти ответ на этот вопрос, я переключилась в своих размышлениях на что-то другое.
И тут вчера я натыкаюсь на потрясающий факт: оказывается, в Древней Греции не было синего. Ни море, ни небо не были синими. Были винными, медными, а вот самого понятия "синий" не существовало. Поэтому у Гомера вы не встретите банальщины вроде "лазоревых небес" и "синих морей". Отказываясь в это верить, я полезла наводить справки. 
Оказывается, существует классификация языков по 7 типам в зависимости от количества понятий для цвета. Первая группа - это языки, в которых для описания всего цветового разнообразия используется... 2 слова! Холодный/темный и теплый/светлый. Вторая группа - те же плюс красный (третьим цветом всегда идет красный и никакой другой). Третья группа - плюс зеленый или желтый. Четвертая - и зеленый, и желтый. Далее прибавляются синий и коричневый, причем строго в таком порядке. Седьмая ступень - это появление слов для розового, оранжевого, пурпурного и так далее. 
Чем больше в языке слов для обозначения цветов, тем лучше носители языка их различают. Так показано, что русские значительно лучше различают оттенки синего, как предполагают, именно потому, что у нас разделены понятия "синий" и "голубой" (в отличие от blue, bleu, azul итп). Дети начинают лучше различать цвета, когда выучивают их названия, а люди, у которых из-за черепно-мозговых травм нарушена способность называть предметы, начинают хуже различать цвета.
То есть, мы мысленно сначала называем оба цвета, а потом сравниваем их названия между собой?
Довольно интересно, как мне показалось. До конца не верится, хотя литературы на этот счет полно.
PS Интересно, можно ли как-нибудь использовать то, что мы лучше различаем градации синего? Вести какую-нибудь секретную документацию, например.

Комментариев нет: