В Сан-Франциско была на выставке, посвящённой еврейскому театру ("Chagall and the Artists of the Russian Jewish Theater, 1919-1949"). Осадок остался очень грустный. Очень-очень грустный. Там всё выставлено в хронологическом порядке: от высвобождения из черты оседлости, выступлений перед профсоюзами, демонстрации пьесы о любви дочери владельца борделя к одной из проституток (прошла цензуру как обличающая капитализм), к сужению репертуара до пьес, осуждающих сионизм, и сломанным очкам Михоэлса.
Там была газетная вырезка с фразой Шагала: "перелом давно уже свершился. В озарении русской Революции - мы или умрём, или выйдем на новый путь, ощущаемый нами".
Тут уж кому как повезло.
Было много забавных штук, конечно, на этой выставке. Удивительные фрагменты немых фильмов: еврей пьет чай (это надо видеть - выдающееся зрелище, мало есть вещей более действенных в борьбе с сионизмом), еврей спасает Америку.
Второе видео, к счастью, удалось найти в интернете: это фрагмент полнометражной картины "Еврейское счастье" (вся она выложена здесь). Сюжет таков: в Америке острая нехватка невест. Американские женихи лезут на стену, и единственный, кто может их спасти, - это Менахем из Бердичева.
- Save America, Mr Menahem, - умоляют его американцы.
И Менахем шлёт телеграмму: "Бердичев. Еврейской общине. Копию губернатору. Отправьте партию невест из Одессы в Нью-Йорк фрахтом В1. Спасите Америку! Менахем". "Экспорт из Бердичева" доставляют до Одессы. Там вагоны разгружают (на одном из вагонов видна надпись "толстыя"), и невест крюками за шкирку грузят на пароход спасать Америку.
Запомнилась ещё цитата из Фалька, который, работая над эскизами костюмов и декораций, наведывался в морг, посмотреть, как выглядят утопленники и сильно разложившиеся тела. "For in fact reality is the most fantastic thing", - подытожил он свои наблюдения.
Большая часть экспонатов была из московского музея Бахрушина, и это при том, что большая часть архивов этого музея, касавшихся еврейского театра, таинственным образом сгорела. Это же надо, какие закрома! Теперь надо непременно туда наведаться - была там сто лет назад и ничегошеньки не помню, кроме самого особняка и злобной тётеньки-смотрительницы.
Вот так. Шли на Шагала, который впрочем тоже был представлен, причём две самые нежные картины висели в самом последнем зале как бы для реабилитации душ, израненных очками Михоэлса, а попали в такой вот исторический срез.
Комментариев нет:
Отправить комментарий