Пусть и трудно в это поверить, глядя на карту Белоруссии, но вся наша поездка была наверчена вокруг идеи посещения Ветковского музея, которой я стала одержима после похода на выставку старообрядческих икон в Питере.
Питерская выставка была совершенно потрясающей и помимо икон, за разглядыванием которых я провела несколько часов и была готова провести еще столько же, демонстрировала тотальное превосходство над средней руки американскими музеями. В американском музее хранится три с половиной экспоната, поэтому чтобы создать видимость хорошей выставки, к каждому из них дано очень тщательное и интересное описание. Разумеется, надобность в каком-либо украшательстве отпадает, если музей может позволить себе сделать огромную выставку из сотни никогда нигде не показывавшихся ранее икон, по которой можно ходить часами. Средняя табличка на средней иконе, изображающей в среднем пятьдесят человек и 10 сюжетов, выглядела так: "Икона XIX века".
Таким образом, любопытство мое было возбуждено до такого предела, что пришлось совершить паломничество в Ветку - белорусскую мекку староверов.
Не могу сказать, что именно меня привлекло в старообрядческой иконе и даже смогу ли я отличить их в приличном проценте случаев. Было бы интересно почитать, как происходил делёж икон, написанных до раскола. Понятно, что иконы, изображавшие двуперстное крестное знамение стали старообрядческими, но явно не все так просто. В Питере была, например, икона, изображавшая жизнь Иисуса Христа, добрую половину которой занимала сцена убийства Иродом младенчиков. Младенчики, нарисованные как маленькие мужички, были свалены тут же в огромную кучу. Эта икона была отвергнута новой церковью по причине мрачности и захвачена староверами.
Хотела вообще-то картинку прокомментировать, но вдалась в пространные рассуждения. Так вот: одной из самых мне запомнившихся на питерской выставке иконой была икона, изображавшая Страшный Суд. На ней был изображен в частности ад с весьма забавной сортировкой грешников, вроде бородобритцы, табашники и блудницы. В Ветке тоже есть икона, посвященная Страшному Суду. Из которой мы узнали, что
- когда придёт время плотоядные твари, сожравшие людей, выплюнут их обратно, чтоб они могли предстать перед Судом;
- ложь и неправда суть разные пороки (пороки выписаны в полосочках на теле змея, расположенного под группой иудеев на втором фото). Неправда в прежнем понимании есть нарушение закона чиновником ("Русская правда" - свод законов, так что правда в данном случае - закон);
- первыми в ад отправятся грешники-священники.
(продолжение следует)
Питерская выставка была совершенно потрясающей и помимо икон, за разглядыванием которых я провела несколько часов и была готова провести еще столько же, демонстрировала тотальное превосходство над средней руки американскими музеями. В американском музее хранится три с половиной экспоната, поэтому чтобы создать видимость хорошей выставки, к каждому из них дано очень тщательное и интересное описание. Разумеется, надобность в каком-либо украшательстве отпадает, если музей может позволить себе сделать огромную выставку из сотни никогда нигде не показывавшихся ранее икон, по которой можно ходить часами. Средняя табличка на средней иконе, изображающей в среднем пятьдесят человек и 10 сюжетов, выглядела так: "Икона XIX века".
Таким образом, любопытство мое было возбуждено до такого предела, что пришлось совершить паломничество в Ветку - белорусскую мекку староверов.
Не могу сказать, что именно меня привлекло в старообрядческой иконе и даже смогу ли я отличить их в приличном проценте случаев. Было бы интересно почитать, как происходил делёж икон, написанных до раскола. Понятно, что иконы, изображавшие двуперстное крестное знамение стали старообрядческими, но явно не все так просто. В Питере была, например, икона, изображавшая жизнь Иисуса Христа, добрую половину которой занимала сцена убийства Иродом младенчиков. Младенчики, нарисованные как маленькие мужички, были свалены тут же в огромную кучу. Эта икона была отвергнута новой церковью по причине мрачности и захвачена староверами.
Хотела вообще-то картинку прокомментировать, но вдалась в пространные рассуждения. Так вот: одной из самых мне запомнившихся на питерской выставке иконой была икона, изображавшая Страшный Суд. На ней был изображен в частности ад с весьма забавной сортировкой грешников, вроде бородобритцы, табашники и блудницы. В Ветке тоже есть икона, посвященная Страшному Суду. Из которой мы узнали, что
- когда придёт время плотоядные твари, сожравшие людей, выплюнут их обратно, чтоб они могли предстать перед Судом;
- ложь и неправда суть разные пороки (пороки выписаны в полосочках на теле змея, расположенного под группой иудеев на втором фото). Неправда в прежнем понимании есть нарушение закона чиновником ("Русская правда" - свод законов, так что правда в данном случае - закон);
- первыми в ад отправятся грешники-священники.
(продолжение следует)
Комментариев нет:
Отправить комментарий